ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ ДОКЛАДА,
подготовленному Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт коррекционной педагогики» (далее – ИКП),
в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации
по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря 2024 года Пр-248 от 07.02.2025 года (далее – Доклад).
Структура Доклада включает введение, анализ ситуации системы общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью по четырём направлениям, предложения по совершенствованию системы общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, список использованных источников и приложения.
В введении отражены правовые основы и государственная политика образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, перечислены анализируемые направления состояния системы общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
Далее остановимся на некоторых существенных положениях Доклада, которые вызывают вопросы и замечания.
1. В целом доклад базируется на данных опроса только специалистов, отсутствует анализ данных результатов обучения как в отдельных (коррекционных) образовательных организациях, так и в обычных (массовых) школах, и не учитывается мнение родителей (законных представителей) обучающихся, которые также являются участниками образовательных отношений. Возникает вопрос, чем руководствовались авторы исследования при определении выборки опрашиваемых и содержания опроса. Объективность результатов такого исследования сомнительны.
2. По первому направлению доклада «Статистические данные о численности обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» авторы приводят сведения о численности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, отнесённых к целевой группе ранней помощи и получающих услуги в организациях разной ведомственной подчинённости. При этом не упоминается разная содержательная направленность услуг ранней помощи в организациях различных ведомств. В связи с этим вызывают сомнения представленные статистические данные по охвату детей/семей услугами ранней помощи (90,9%). Что считалось в качестве ранней помощи в системе образования? Если реализация адаптированных образовательных программ для детей раннего возраста (от 3 месяцев до 3 лет), то это образование, но не ранняя помощь в контексте её определения ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ». Необходимо уточнение.
3. По мнению авторов Доклада, представленному в анализе нормативного правового обеспечения с позиции качества и доступности общего образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (направление 2), основными источниками проблем образования детей с ОВЗ являются «отказ от опоры на отечественную дефектологическую науку в определении эффективных подходов и решений, с вовлечением в поле государственных решений общественных негосударственных организаций» под влиянием Конвенции о правах инвалидов.
Данная позиция не имеет объективной научной основы и имеет яркую идеологическую окраску. Изложенные в ст. 24 Конвенции о правах инвалидов положения об инклюзивности образования не направлены на разделение (как это сделано в докладе) на инклюзивное образование и специальное образование, а определяют общий вектор образования лиц с инвалидностью – на их включенность в жизнь общества вне зависимости от того, в какой организационной форме происходит получение образования. Отечественная дефектология опирается в том числе на труды зарубежных педагогов, психологов, психиатров (например, Э.Крепелин, Э.Сеген, А.Бине, Т.Симон, А.Фрёбель, М.Монтессори и др.), поэтому это противопоставление («наш научный путь против западных активистов») выглядит исторически некорректным и популистским. Утверждения авторов Доклада об отказе от опоры на достижения отечественной науки в области изучения детей с инвалидностью и ОВЗ, их обучения и воспитания – голословны. Отечественная культурно-историческая школа являлась и является методологической основой развития российской системы образования, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Вместе с тем, как и в XIX – XX веках, для развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений используются конкретные как отечественные, так и зарубежные методики, которые взаимно дополняют друг друга и развивают российскую педагогическую практику.
4. В соответствии со статьей 79 № 273-ФЗ, где отмечено, что «образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», авторы Доклада делают утверждение о том, что «вне зависимости от тяжести имеющихся проблем в развитии, вне зависимости от задач обучения (например, для детей с нарушением интеллекта задачей обучения в первом классе может быть научиться откликаться на свое имя) дети могут учиться вместе со здоровыми сверстниками». Неоднократно обсуждался вопрос образовательной инклюзии для обучающихся с выраженным нарушением интеллекта, тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта в умеренной, тяжелой, глубокой степени, следует говорить о социальной инклюзии. Л.С. Выготский подчеркивал возможность компенсации нарушений развития именно «в условиях социального взаимодействия», важность введения в жизнь особых детей. Главное – грамотная организация инклюзии, создание условий, при которых может быть успешен каждый обучающийся.
5. Главным отрицательным результатом авторы Доклада называют «… вовлечение в поле государственных решений общественных негосударственных организаций». Однако, вовлеченность негосударственных организаций в поле государственных решений следует оценивать как значимый результат общественно-государственного взаимодействия в сфере образования. Благодаря сотрудничеству НКО и органов власти доступ к образованию получили дети, ранее считавшиеся необучаемыми (с РАС, выраженными нарушениями интеллекта, ТМНР). Странно, что данное достижение ставится в Докладе под сомнение, ведь речь идёт о конституционном праве каждого россиянина на образование! НКО в регионах активно сотрудничают с органами власти в таких вопросах как охват образованием детей, проживающих в детских домах-интернатах системы социальной защиты, создание в образовательных организациях специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, привлекая для этого волонтёров, средства грантов, благотворительные пожертвования. НКО более гибко реагируют на потребности специалистов в обмене опытом педагогической работы с особыми детьми и взрослыми, содействуют повышению квалификации специалистов, проводят другую общественно значимую работу по развитию образования детей с ОВЗ и инвалидностью и по формированию уважительного отношения общества к людям целевой группы. Такого вклада НКО в развитие образования лиц с ОВЗ и инвалидностью авторы Доклада не заметили.
6. Критике в Докладе подвергся широко используемый термин «ментальные нарушения». Использование этого обобщенного названия широкого круга людей с психическими расстройствами обосновано интересами гуманности и формирования доброжелательного к ним отношения со стороны общества. В противном случае в СМИ и в обиходе будут использоваться медицинские диагнозы либо иные узкопрофессиональные термины, которые вызывают не самые положительные реакции у родителей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и у непрофессионалов. При этом в профессиональной среде остаётся значимым использование более строгой терминологии для специалистов соответствующих профессий (врачей, педагогов-дефектологов, психологов и др.).
7. Указывая на самую многочисленную категорию детей с ОВЗ – обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), авторы умалчивают о проблеме дифференциальной диагностики и необходимости ее решения на межведомственном уровне. Среди дошкольников с ЗПР оказываются дети с РАС, с выраженными интеллектуальными нарушениями только потому, что психиатры не ставят им соответствующий диагноз до 6–7-летнего возраста. В связи с этим в заключениях ПМПК обозначаются адаптированные образовательные программы (АОП), не соответствующие их фактическому психофизическому развитию и особым образовательным потребностям. Наличие такой псевдодиагностики искажает и статистическую картину по количеству обучающихся дошкольного возраста с ЗПР, РАС, ТМНР.
8. Третье направление представляет анализ инфраструктуры общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью – наличие и типология организаций, обеспечивающих образование детей с ОВЗ, от ранней помощи до школы. Авторы доклада делают выводы о «не сохранении преемственности специального образовательного процесса на уровне дошкольного образования», при этом не рассматривались варианты инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
9. Направление 4 констатирует трудности в обеспечении системы профессиональными кадрами и методическими ресурсами. Обозначены проблемы: дефицит кадров, текучка, низкая эффективность разовых курсов повышения квалификации. Делается акцент на потребности в специализированных кадрах. Не отражается потребность в обучении/повышении квалификации педагогов обычных детских садов и школ для их включения в процесс образования обучающихся с ОВЗ.
10. В пятом направлении сформулированы 10 проблем развития системы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью. Наиболее спорными представляются следующие обозначенные авторами проблемы:
11. Авторы Доклада не разобрались в том, что такое инклюзивное образование, в его содержании. Целесообразно уточнить понятия «инклюзивное образование», «равный доступ к образованию», «социальная инклюзия», разработать механизмы реализации инклюзивного образования в отношении обучающихся с нарушением интеллекта. Идеи инклюзии не противопоставлены идеям дефектологии, они являются продолжением идей интеграции, оформившихся в отечественной дефектологической школе с опорой на методологические взгляды Л.С.Выготского и его последователей. На современном этапе идеи интеграции в культурно-образовательную среду детей с ОВЗ являются как никогда своевременными и актуальными в контексте реализации воспитательных национальных приоритетов объединения российского народа, формирования образовательного суверенитета. Предложение о возврате к специальным школам противоречит идее инклюзивного образования, обрекает людей с инвалидностью на социальную изоляцию.
12. В докладе прослеживается авторская претензия на монополию ИКП в определении содержания образования, проведении экспертизы и разрешении на использование методов, подходов и технологий образования обучающихся с ОВЗ. В разных субъектах РФ накоплен опыт образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Созданные региональные ресурсные центры по поддержке образования обучающихся с ОВЗ, научно-методические центры, институты и кафедры педагогических ВУЗов, консультационные пункты в структуре НКО и др. являются частью профессионально-экспертного сообщества. В регионах РФ применяются практики с доказанной эффективностью, в частности, в образовании детей с ТМНР, РАС, реализуются прикладные исследования, результаты которых внедрены в практику и доказали свою результативность. При формировании государственной политики в сфере образования обучающихся с ОВЗ необходим учет мнения профессионально-экспертного сообщества разных регионов.