На сопровождаемое проживание имеет право любой человек, даже полностью обездвиженный или с глубокими интеллектуальными нарушениями. Сопровождаемое проживание – для всех желающих.
Ни в коем случае нельзя идти по принципу – давайте выведем из ПНИ на сопровождаемое проживание сначала самых перспективных, наиболее сохранных, а потом будем выводить остальных. Действительно, если взять самых сильных, интегрировать их в социум и наладить их жизнь вне учреждения с минимумом сопровождения, будет проще доказать государству, что это экономически выгодно.
Но тогда в учреждениях останутся самые слабые люди из отделений милосердия, которые не говорят и не ходят, не могут позвать кого-то на помощь, рассказать о нарушениях прав, поддерживать связь с внешним миром. Очень велик риск, что тогда ПНИ превратятся в паллиативные склады несчастных, беспомощных людей, оставшихся абсолютно без общественного внимания и участия. А если определить всех слабых в одну квартиру сопровождаемого проживания, потребуется сопровождение один к одному, что для государства будет слишком дорого и невыгодно.
Мы считаем, что выводить из ПНИ нужно всех вместе. Более того, экономически выгодно создавать интегративные группы из людей с разными интеллектуальными и физическими нарушениями. Допустим, вместе могут жить человек интеллектуально сохранный, но с сильными физическими нарушениями, и человек с умеренной умственной отсталостью, но физически сильный. То есть человек, который умеет читать и считать, но передвигается на коляске и не может в магазине взять продукты, и человек, который все купит и принесет, если дать ему инструкции. Люди с разными способностями в таких интегративных командах будут друг друга поддерживать, и это позволит сделать проекты сопровождаемого проживания более экономически выгодными.
Единственным ограничением на поступление в эти проекты должны быть психические заболевания в стадии обострения. Если человек опасен для себя и окружающих и нуждается в госпитализации в психиатрическую больницу, он временно не может быть направлен на сопровождаемое проживание.
Психоневрологические интернаты (ПНИ) в их нынешнем виде – это «фабрики несчастья». Огромные, густонаселенные учреждения, где часто не соблюдаются права их жителей, а жизнь регламентируется в первую очередь не законом, а мнением руководства и персонала. Это должно измениться. Интернаты, или, как их официально называют, стационарные учреждения социального типа, не уйдут в прошлое совсем – потому что кто-то захочет жить в проекте сопровождаемого проживания или в своей квартире при поддержке специалистов, а кто-то выберет стационар. Но эти стационары должны предоставлять своим жителям помощь, поддержку и свободу в той мере, в которой она необходима.
Чего мы добиваемся?
1. Разукрупнение ПНИ. Стационарные учреждения социального обслуживания должны быть малокомплектными (не более 50 во всем учреждении) – а не как сейчас, когда только в одном отделении может жить 70-75 человек, а во всем интернате – до 1000.
2. Домашние условия жизни. Следует отказаться от строительства зданий с коридорной системой, когда люди живут по 4-12 человек в палате, а душ и туалет – общие на этаже. Новый тип помещений – жилые ячейки квартирного типа с гостиной, кухней, прихожей, санузлом и спальнями на 2-3 человека максимум. Каждый человек должен иметь возможность сам оформить свою комнату, придать ей индивидуальность. В жилье должны быть кухонные принадлежности и бытовая техника – микроволновка, стиральная машинка и т.п., чтобы человек в зависимости от своих способностей мог частично или полностью обслуживать себя сам.
3. Близость к городской инфраструктуре. Стационарные учреждения не могут располагаться на окраине города или в десятках километров от него. Вся инфраструктура должна быть в шаговой доступности, чтобы люди, которые живут в этих учреждениях, были включены в жизнь общества, посещали за пределами интерната магазины, кинотеатры, центры реабилитации, поликлиники, могли устроиться на работу.
4. Индивидуально подобранные услуги. Сейчас все жители ПНИ получают примерно одинаковый набор услуг. Например, человек, которого можно научить самостоятельно стирать белье в стиральной машинке и готовить себе еду, получает эти услуги автоматически, если он помещен в интернат. Между ним и самым беспомощным человеком система ставит знак равенства. Из-за этого средства тратятся нерационально – многое из того, что человек способен делать сам, за него делает персонал (а интернат берет за это деньги с проживающего). Нужен расчет объема услуг в зависимости от состояния человека. Тогда у тех, кто может себя обслуживать, будет больше самостоятельности, а сэкономленные средства можно будет перенаправить в пользу самых слабых, которым нужно больше помощи.
5. Доступ волонтеров. Учреждения, в которых сосредоточено большое количество людей, в том числе недееспособных, должны быть открыты для гостей и волонтеров, чтобы у проживающих появлялись близкие люди, и чтобы не было угрозы нарушения прав их жителей. Для того, чтобы волонтеры приходили в каждый ПНИ, нужно создавать условия для их благоприятной работы. В первую очередь, это транспортная доступность и готовность администрации учреждения сотрудничать.
6. Работа или социальная занятость. У каждого жителя стационара должна быть возможность работать или участвовать в социальной занятости. Желательно за пределами учреждения, но можно и на территории – важно позволить человеку выбрать, чем он хотел бы заниматься.
7. Медицина в обычной сети здравоохранения. Лечением и медицинской помощью жителям интернатов должны заниматься врачи, прикрепленные к сети системы здравоохранения, а не медицинские работники самого интерната. Медики могут вести прием на территории интерната или в поликлинике, куда приходят жители учреждения, но услуги обязаны быть профинансированы за счет ОМС. Деньги , выделяемые на оплату труда в само учреждение, должны идти на социальный персонал – помощников по уходу, реабилитологов, педагогов мастерских, социальных работников, специалистов АФК, психологов и т.д.
8. Принятие закона о распределенной опеке. Все перечисленные инициативы невозможно реализовывать полностью, пока директор ПНИ является в одном лице и опекуном, и главой учреждения, которая оказывает социальные услуги. Мы должны сделать так, чтобы у каждого недееспособного жителя социального стационара обязательно был внешний опекун – либо назначенный государством, либо родственник, либо волонтер или представитель НКО. Задача внешнего опекуна – отслеживать качество предоставляемых услуг или искать альтернативные места проживания, если качество оказываемой услуги неудовлетворительное.
Большинство ПНИ отрезаны от местного сообщества, а многие их жители годами не выходят за пределы учреждений. У каждого человека, который живет в стационарном учреждении, должен быть кто-то за пределами ПНИ – друг, который приходит именно к нему. Приходящие волонтеры – «агенты нормальности», которые смотрят на жизнь в учреждении свежим взглядом и могут увидеть потребности особого человека, проблемы и несправедливость, которые уже не видны персоналу.
Именно с волонтеров, пришедших в ПНИ много лет назад, началась реформа этих учреждений. Благодаря им в общественном пространстве стала появляться информация о злоупотреблениях, насилии и других чудовищных вещах, происходивших в интернатах. Волонтеры обратили внимание государства и общества на эти проблемы. То движение по изменению системы, которое поддерживает правительство, было запущено благодаря волонтерам.
Волонтеры – не сотрудники ПНИ, они приходят в учреждение независимо и добровольно, они не должны выполнять указания администрации или персонала. Личные волонтеры, безусловно, держат связь с учреждением, но приходят к конкретным людям, персонал может попросить волонтера о помощи, но не может ее потребовать. Если волонтеры приходят от благотворительной организации, важно, чтобы учреждение понимало, что именно организация ставит им задачи, обсуждает с ними план деятельности.
Мы часто слышим от персонала интернатов, что они могут справиться сами – накормить, погулять. На это мы отвечаем, что это их рабочие обязанности. А людям также важно иметь друзей, неформальные отношения, жизнь за пределами учреждения. Это могут дать только волонтеры.
Безусловно, ситуации бывают разные. Во время пандемии, когда очень важно защитить жителей ПНИ от коронавируса, требования к волонтерам должны быть такими же, как к персоналу: вакцинация, ПЦР-тесты, маски, защитные костюмы. Но нельзя просто запретить им приходить, даже если они выполняют все требования по безопасности. Должны быть условия, которые регламентируют эту деятельность. Никакие катаклизмы не должны мешать волонтерам быть частью жизни учреждений, а люди, проживающие в ПНИ, не должны терять связь с друзьями и близкими.
Ранняя помощь – это направление поддержки семей, в которых есть ребенок с риском возникновения заболевания или нарушений развития вследствие уже установленного диагноза. Ранняя помощь оказывается с момента постановки диагноза. Бывают случаи поддержки семей на пренатальном этапе, когда ребенок еще не родился, но уже известно, что он развивается нетипично. Крайне важно оказывать раннюю помощь ребенку с риском развития нарушений в первые три года его жизни – в так называемые «тысячу золотых дней». Но если в три года проблема не разрешена, ранняя помощь должна продолжаться, пока ребенок не пойдет в детский сад.
Ранняя помощь должна быть обязательной и предоставляться государством – как и образование и медицинская помощь. Каждая семья, беспокоящаяся за состояние своего ребенка, должна иметь возможность обратиться в межведомственную службу, которая может помочь понять, какие первичные проблемы есть у ребенка, чем можно помочь сейчас, какие вторичные нарушения развития и как можно предотвратить.
Служба ранней помощи уже на этапе выхода из роддома должна предоставить семье полезную информацию – о профильных ассоциациях (если это какой-то синдром), центрах ранней помощи в регионе. Это и своевременная помощь ребенку, и профилактика отказов. Семья должна понимать, что она не осталась с проблемой один на один, что есть другие семьи с такими детьми, семье должны и будут помогать – государство, пациентское, родительское и профессиональное сообщества. За помощью может обратиться не только семья, но и социальные службы, у которых есть информация о ребенке, который нуждается в поддержке.
Ранняя помощь не должна быть только медицинской, педагогической или психологической. Это комплексная помощь семье, и она должна оказываться в привычных жизненных ситуациях (в идеале, на дому), а не в стационаре. Бывает, что ребенку необходим медицинский стационар или семье нужен социальный стационар для передышки – это должно быть опцией. Служба ранней помощи должна помочь семье и ребенку освоиться в рутинах повседневной жизни – как кормить, как устроить сон, как организовать ванну и т.п. Она должна развивать чувствительность родителей к сигналам ребенка и наращивать разнообразные жизненные компетенции семьи.
Раннюю помощь оказывает команда специалистов (психолог, педиатр, специалист по моторному развитию и другие), которая организует дома развивающую среду и оказывает психологическую поддержку родителям. Ранняя помощь должна оказываться постоянно в течение года, а не короткими курсами, а ее услуги должны быть доступны вне зависимости от того, где семья живет. Нужно распределить по региону кабинеты ранней помощи, а в удаленных районах, где это невозможно организовать, использовать мобильные бригады, онлайн-консультирование и технологию «помощь сообщества».
Родители детей с психическими расстройствами, с тяжелыми нарушениями развития с ужасом смотрят в будущее и боятся умереть раньше своих детей. Ведь с возрастом родителям становится все труднее обеспечивать необходимый уход, а найти человека, которому можно передать в такой ситуации заботу о выросшем ребенке, очень трудно – практически невозможно.
Если особый человек не может жить самостоятельно, с наступлением совершеннолетия по закону суд может признать его недееспособным или ограниченным в дееспособности и назначить опекуна или попечителя. Если такой человек рос и воспитывался в семье, опекуном или попечителем обычно становится родитель. А сам человек, получив статус недееспособного гражданина, становится подопечным и лишается права самому представлять свои интересы, поскольку ему трудно ориентироваться в окружающей ситуации, а часто и выразить свое мнение.
Когда родитель по возрасту или из-за болезни теряет возможность выполнять свои обязанности, органы опеки и попечительства обязаны в течение месяца найти подопечному другого опекуна. Однако найти человека, который взвалил бы на себя такой труд и ответственность, как опека над взрослым человеком, чрезвычайно трудно, практически невозможно. Поэтому органы опеки идут по пути наименьшего сопротивления, помещая человека в ПНИ. И тогда по закону его единственным опекуном становится ПНИ в лице директора, что приводит к существенной юридической коллизии. Директор является одновременно и исполнителем (как поставщик услуг), и контролером (как опекун) социальных услуг для многих сотен подопечных в ПНИ. Государственный контроль, в том числе со стороны органов опеки и попечительства, формален.
Эта ситуация выраженного конфликта интересов породила замкнутую, «непроницаемую» для внешнего взгляда систему, где нарушаются права людей, не совершивших никакого преступления, напротив – нуждающихся в особой защите. Большинство из них почти не имеют личных вещей, возможности выбора, например, еды, свободного распорядка дня, необходимой реабилитационной и медицинской помощи, образования и любимого дела. Не могут выйти за забор интерната, а иногда и за пределы этажа. Их имущество (у кого оно есть) не работает на их благо. При этом родители, вынужденные по разным причинам поместить своего взрослого подопечного в ПНИ, по закону перестают быть опекунами и на практике лишены возможности влиять на качество жизни их взрослого ребенка.
Вместе с тем в стране есть огромное количество волонтеров, церковных добровольцев, родительских и помогающих НКО, готовых принять участие в опеке над такими людьми – и дома, и в интернатах. И сегодня этот общественный потенциал практически никак не реализуется.
Исправить положение дел может принятие закона о распределенной опеке, который с 2016 года ожидает второго чтения в Госдуме. Он позволит:
Для достижения этих целей законопроект вводит следующие основные механизмы:
Институт признания граждан недееспособными вследствие психического расстройства сохранился с незначительными изменениями еще со времен СССР. В существующем своем виде он не отвечает ни социально-экономическим реалиям, ни представлениям о гуманизме и уважении человеческой личности, ни научным представлениям о психическом здоровье. Нет сомнения в том, что люди с психическими расстройствами нуждаются в помощи, а их интересы – в защите. Но формы, которые принимают эта помощь и защита, не должны лишать людей человеческого достоинства, не должны представлять собой чрезмерное вмешательство в дела семьи такого человека.
Чего мы хотим и добиваемся?
Альянс «Ценность каждого» выступает за отмену нынешней системы интернатов. Государство должно сделать все возможное, чтобы ребенок, какие бы у него ни были нарушения, жил в семье. А значит, семья (кровная, приемная или профессиональная) должна получать помощь и поддержку профессионального сообщества на всех этапах взросления ребенка. Эта поддержка должна быть системной, пролонгированной, адекватной и профессиональной.
Чтобы родители не отдавали своих детей в детские дома-интернаты, в регионах должны быть организованы разнообразные сервисы, позволяющие семье жить обычной жизнью. Это дневное пребывание, услуга «передышка» или пятидневная форма пребывания ребенка, если учреждение находится далеко от городов. Обязательно нужно организовывать трансфер ребенка для малообеспеченных семей (автобусы и такси). Это все равно дешевле, чем оставлять его на ночь и оплачивать ночного дежурного.
Однако сегодня нет достаточного количества внестационарных сервисов, чтобы помочь семьям. Потребность в альтернативе семейному проживанию остается. Но учреждения должны быть малокомплектны: в больших интернатах очень много денег уходит на обслуживание самого здания, на поддержку инфраструктуры. А главное, из крупных учреждений даже абсолютно здоровые дети выходят с задержкой и социальной дезадаптацией. Интернаты должны иметь разные формы пребывания, чтобы родители могли разрешать свои проблемы и сохранять ребенка в семье. Они должны быть нацелены на устройство детей-сирот с инвалидностью, в том числе, в семьи! Интернаты должны стать максимально открытыми для волонтеров и наставников. Любое реформирование – это процесс, но первостепенным в нем должны стать общечеловеческие принципы гуманности и достоинства.
Ребенок и взрослый имеют право на реабилитацию и абилитацию, которая адекватна, научно доказательна и признана в профессиональном сообществе.
Правительство готовит законопроект по реабилитации/абилитации, и Альянс «Ценность каждого» принимает участие в его подготовке. Это означает, что появятся разумное регулирование и разумная поддержка государства. Сейчас рынок услуг по реабилитации большой и непрозрачный. Родители отдают огромные деньги за бессмысленные и бесполезные услуги, их обманывают, семьи разоряются. Закон призван их защитить.
Государство должно оплачивать услуги верифицированных негосударственных организаций, оказывающих услуги по реабилитации. Это будет способствовать развитию рынка, повышать качество услуг и информированность потенциальных клиентов.
Люди с нарушениями развития имеют право жить нормальной жизнью, такой же, как у остальных, не выпадать из своего микросоциума. Это и подразумевает термин «нормализация», придуманный шведом Карлом Грюневальдом.
Чтобы нормальная жизнь случилась, нужно поддержать семью на ранних этапах. Ребенок должен остаться жить в семье со своими родителями. У него должна быть возможность пойти в детский сад. Общий или специализированный – родители должны решать. В любом случае, квалификация сотрудников должна позволять им работать в том числе и с особыми детьми.
Ребенок должен пойти в школу, а не сидеть дома, если выход на улицу не опасен для его здоровья. А потом, если хочет, получить профессиональное образование, которое по закону положено всем. Он должен иметь право на семью, на выбор места для жизни, на работу в той мере, в какой он может это делать, с необходимой поддержкой.
Нормализация подразумевает, что особого человека ни в какой момент не изолируют, помещая в социальное или образовательное учреждение. У него есть возможность и силы двигаться теми же жизненными маршрутами, что и все остальные члены его общины (комьюнити).
Обращение Альянса «Ценность каждого»
Эксперты Альянса профессиональных организаций, поддерживающих детей и взрослых с психическими расстройствами, ознакомились с проектом Доклада ФГБНУ «ИКП» «О результатах комплексного анализа системы общего и дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Доклад), представленным на конференции в Научно-технологическом университете «Сириус» 18 июня.
У экспертного и родительского сообщества ряд положений Доклада вызывают серьёзную озабоченность. Доклад претендует на то, чтобы задать ориентиры и основные положения государственной политики в сфере образования детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья. Однако в таком качестве Доклад, по нашему глубокому убеждению, выступать не может.
Конечно, необходимо отметить многие тезисы Доклада, которые не вызывают возражений и подтверждаются нашим и наших коллег опытом работы в сфере помощи детям и взрослым с различными нарушениями развития. К ним можно отнести:
1) Важность ориентации на российский научный и практический опыт;
2) Опасность формирования и распространения в непрофессиональной среде ошибочных и ненаучных представлений;
3) Необходимость экспертной оценки внедряемых подходов, программ, методик и пособий, отбора и внедрения лучших практик;
4) Проблему с выстраиванием преемственности и последовательности между ранней помощью, дошкольным, школьным и постшкольным образованием и сопровождением обучающихся с ОВЗ.
В то же время с рядом положений Доклада никак нельзя согласиться.
1. Важность и своевременность комплексного анализа системы общего и дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе как основы для выработки государственной политики и дальнейших планов и комплексов мер – не вызывает сомнений.
Однако Доклад примером такого анализа никак служить не может.
Прежде всего, Доклад не содержит никакого исследования (или ссылки на исследования) позиции родительского сообщества.
Между тем, согласно Семейному кодексу России (ст. 63), именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Конституция Российской Федерации указывает (ст. 38, 43), что забота о детях, их воспитание, обеспечение получения образования – это право и обязанность именно родителей.
Таким образом, любой анализ системы образования детей без исследования того, как родители относятся к тем или иным образовательным организациям и формам образовательного процесса – не может претендовать на полноту и комплексный характер.
Отсутствуют в докладе также и убедительные сравнительные данные о достигнутых обучающимися с ОВЗ результатах в условиях «инклюзии» и «специальных (коррекционных) школ», а также о достигнутых «здоровыми» обучающимися результатах в случае совместного обучения с детьми с ОВЗ и без них.
Авторы доклада не исследовали позицию специалистов негосударственных организаций, действующих в сфере образования и иной помощи детям с ОВЗ.
Нельзя также не обратить внимание, что выборка субъектов РФ, по которым проводился анализ (46 из 89), неполная и случайная (во всяком случае никак не объяснённая).
Выводы Доклада основаны лишь на опросе представителей органов исполнительной власти в сфере образования некоторых субъектов Российской Федерации и личной позиции авторов Доклада. То есть Доклад не может рассматриваться как «комплексный анализ системы образования».
2. Основный тезис Доклада (который и вызывает главные возражения) – это тезис о безусловном превосходстве «специального образования» внутри специальных (коррекционных) образовательных организаций, классов и групп перед «инклюзивным» (то есть, совместном обучении детей с ОВЗ и «здоровых» сверстников). В обоснование этого тезиса авторы выдвигают ряд доводов:
1) О снижении качества образования для «здоровых» детей при «инклюзивном» образования;
2) О недостаточности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ при «инклюзивном» образовании;
3) Об отсутствии должной преемственности между уровнями образования и «постшкольным» сопровождением при инклюзивном образовании.
При этом первый довод не подтверждён никакими объективными данными.
Озвучивая второй довод – авторы Доклада умалчивают о том, что адаптированные образовательные программы, которые упоминаются в Докладе и которые во многом разработаны при непосредственном участии ФГБУН «ИКП», содержат продуманный «коррекционный блок» из занятий и курсов, призванных обеспечить индивидуальные образовательные потребности детей с ОВЗ. При этом практика нашей работы показывает, что, как правило, образовательные организации (как «коррекционные», так и «инклюзивные») испытывают серьёзные трудности с тем, чтобы обеспечить реализацию этого блока даже в объёме, предусмотренном действующими образовательными стандартами и адаптированными программами. В том числе – по причине кадрового дефицита специалистов, на который справедливо указывают и авторы Доклада, а также вопросов финансового обеспечения создания специальных образовательных условий. Пока эти вопросы не решены – дети с ОВЗ не смогут получить качественного и доступного образования ни в «инклюзии», ни в коррекционных организациях.
Третий довод указывает на существующую проблему, которая, однако, также носит не содержательный, а чисто организационно-административный характер.
3. Создаётся впечатление, что описанные проблемы связаны именно с реформированием системы образования в духе «западных» подходов и Конвенции ООН о правах инвалидов, а существовавшая ранее система «специального образования» как будто вовсе не имела никаких проблем.
Оставляя в стороне вопрос, что тенденция в сторону инклюзивного образования, преодоления стигмы (в первую очередь – в отношении детей с психическими расстройствами) и сегрегации инвалидов носит не «западный», а глобальный, общемировой характер, необходимо отметить следующее.
Разработанные в Российской Федерации нормативные акты и, в конечном итоге, Межведомственные комплексные планы по развитию инклюзивного общего
и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года); по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц и т.д. приняты вовсе не под «влиянием Конвенции ООН», а для решения накопившихся в сфере образования проблем, таких как:
1) Исключение из системы образования значительного количества детей с инвалидностью, особенно с психическими расстройствами;
2) Недоступность очного образования для многих детей с ОВЗ. Указанная проблема не может быть в принципе решена путем расширения сети специальных (коррекционных) образовательных организаций, поскольку географическая особенность нашей страны, её протяжённость и низкая транспортная связность делает невозможным создание специальных образовательных организаций всех видов, доступных для всех детей по месту их жительства;
3) Нецелесообразность (с педагогической точки зрения) создания специализированных организаций (классов, групп) для детей, например, с РАС, а также нарушениями (как пишут авторы Доклада – «проблемами») поведения;
4) Рост числа детей с ОВЗ, в особенности с психическими расстройствами, включая детей с РАС и нарушениями («проблемами») поведения, на который указывают авторы Доклада, и с которым не справлялась система коррекционных школ.
4. Авторы Доклада исходят из представления о негативной роли негосударственных (в первую очередь некоммерческих) организаций, а также прямо призывают к ограничениям для «некоммерческих общественных образовательных организаций» в сфере оказания помощи детям с ОВЗ и по взаимодействию с государственными образовательными организациями.
При этом авторы Доклада не основываются на каких-то конкретных данных, которые могли бы привести к этим выводам.
Такой подход противоречит неоднократно обозначенной государственной политике в направлении расширения участия гражданского общества в социальной сфере, в том числе в сфере образования, государственной поддержке социально ориентированных НКО.
Опыт организаций – членов Альянса показывает, что НКО в сфере образования возникают именно как ответ на существующие трудности, часто по инициативе родителей детей с ОВЗ.
Именно в рамках НКО (при их поддержке) реализуются наиболее успешные практики в сфере помощи (в том числе педагогической, дефектологической) детям с ОВЗ.
Сотрудничество НКО, органов образования, государственных образовательных организаций часто помогает преодолеть тот дефицит кадров и нехватку ресурсов в государственной и муниципальной системах образования, на которые указывают авторы Доклада.
Некоторые НКО могут выступать и выступают как ресурсные центры и экспертные организации при разработке новых педагогических подходов и методик, анализе и распространении лучших практик.
5. В случае, если Доклад будет некритически принят как руководство к действию, а предложения Доклада по совершенствованию системы образования начнут выполняться без учёта мнения родительского и экспертного сообщества, без должного анализа возможных последствий, мы видим следующие риски:
- нарушение права детей на образование (ст. 43 Конституции) вследствие снижения доступности образования для детей с инвалидностью и ОВЗ, особенно в сельских и удалённых районах, в результате уменьшения числа образовательных организаций по месту жительства, реализующих программы для детей с ОВЗ;
- нарушение права детей жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ), поскольку ориентация на специальные (коррекционные) образовательные организации приведёт к необходимости для многих семей делать выбор в пользу образовательных организаций «интернатного» типа;
- нарушение права родителей на обучение и воспитание своих детей (ст. 63 СК РФ), поскольку право родителей на выбор образовательной организации и участие в образовании детей (ст. 44 Закона «Об образовании») может быть значительно ограничено;
- нарушение права граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), поскольку создание общественных объединений и иных некоммерческих организаций, поддержка НКО государством и взаимодействие НКО с органами государственной власти, местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, в том числе в сфере образования, является формой такого участия.
Мы убеждены, что делать шаг назад в направлении сегрегации и дискриминации столь же нелепо, как и слепо перенимать подходы «Запада» или «Востока». Наша страна может и должна показать пример миру в развитии доступного и качественного образования для всех, включения людей с инвалидностью в обычную жизнь наряду с другими.
Проблемы, конечно, существуют, и авторы Доклада на многие из них правильно указывают. Но их можно и нужно обсуждать и решать открыто, с участием всех заинтересованных сторон – родителей, НКО, профессионального и научного сообщества, практиков отечественного образования.
ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЕКТУ ДОКЛАДА,
подготовленному Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт коррекционной педагогики» (далее – ИКП),
в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации
по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря 2024 года Пр-248 от 07.02.2025 года (далее – Доклад).
Структура Доклада включает введение, анализ ситуации системы общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью по четырём направлениям, предложения по совершенствованию системы общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, список использованных источников и приложения.
В введении отражены правовые основы и государственная политика образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, перечислены анализируемые направления состояния системы общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.
Далее остановимся на некоторых существенных положениях Доклада, которые вызывают вопросы и замечания.
Данная позиция не имеет объективной научной основы и имеет яркую идеологическую окраску. Изложенные в ст. 24 Конвенции о правах инвалидов положения об инклюзивности образования не направлены на разделение (как это сделано в докладе) на инклюзивное образование и специальное образование, а определяют общий вектор образования лиц с инвалидностью – на их включенность в жизнь общества вне зависимости от того, в какой организационной форме происходит получение образования. Отечественная дефектология опирается в том числе на труды зарубежных педагогов, психологов, психиатров (например, Э.Крепелин, Э.Сеген, А.Бине, Т.Симон, А.Фрёбель, М.Монтессори и др.), поэтому это противопоставление («наш научный путь против западных активистов») выглядит исторически некорректным и популистским. Утверждения авторов Доклада об отказе от опоры на достижения отечественной науки в области изучения детей с инвалидностью и ОВЗ, их обучения и воспитания – голословны. Отечественная культурно-историческая школа являлась и является методологической основой развития российской системы образования, в том числе обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Вместе с тем, как и в XIX – XX веках, для развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений используются конкретные как отечественные, так и зарубежные методики, которые взаимно дополняют друг друга и развивают российскую педагогическую практику.
11. Авторы Доклада не разобрались в том, что такое инклюзивное образование, в его содержании. Целесообразно уточнить понятия «инклюзивное образование», «равный доступ к образованию», «социальная инклюзия», разработать механизмы реализации инклюзивного образования в отношении обучающихся с нарушением интеллекта. Идеи инклюзии не противопоставлены идеям дефектологии, они являются продолжением идей интеграции, оформившихся в отечественной дефектологической школе с опорой на методологические взгляды Л.С.Выготского и его последователей. На современном этапе идеи интеграции в культурно-образовательную среду детей с ОВЗ являются как никогда своевременными и актуальными в контексте реализации воспитательных национальных приоритетов объединения российского народа, формирования образовательного суверенитета. Предложение о возврате к специальным школам противоречит идее инклюзивного образования, обрекает людей с инвалидностью на социальную изоляцию.
12. В докладе прослеживается авторская претензия на монополию ИКП в определении содержания образования, проведении экспертизы и разрешении на использование методов, подходов и технологий образования обучающихся с ОВЗ. В разных субъектах РФ накоплен опыт образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Созданные региональные ресурсные центры по поддержке образования обучающихся с ОВЗ, научно-методические центры, институты и кафедры педагогических ВУЗов, консультационные пункты в структуре НКО и др. являются частью профессионально-экспертного сообщества. В регионах РФ применяются практики с доказанной эффективностью, в частности, в образовании детей с ТМНР, РАС, реализуются прикладные исследования, результаты которых внедрены в практику и доказали свою результативность. При формировании государственной политики в сфере образования обучающихся с ОВЗ необходим учет мнения профессионально-экспертного сообщества разных регионов.