С 1 сентября 2024 года в Российской Федерации вступили в силу изменения в законодательство, которое регулирует жизнь людей с психическими расстройствами в нашей стране. В первую очередь необходимо упомянуть о наиболее важных нововведениях – изменениях в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Юристы московского Центра лечебной педагогики «Особое детство» и петербургской Благотворительной общественной организации «Перспективы» проанализировали внесённые изменения:
1. Из Закона исключили норму о создании государством независимой службы защиты прав граждан с психическими расстройствами. Законодатель аргументировал это тем, что данная норма «не действовала на протяжении 30 лет». Однако в действительности такая служба существует, например, в Нижегородской области, где она доказала эффективность именно благодаря возможности иметь доступ к людям с нарушениями развития, проживающим в закрытых учреждениях, благодаря системной работе.
К сожалению, вместо распространения такой практики на другие субъекты, норма о создании таких служб утратила силу.
2. В новом законе отмечено, что нормы об ограничении прав пациентов в психиатрических больницах (ограничение в переписке, в приеме посетителей, в пользовании телефоном и др.) не распространяются на жителей психоневрологических интернатов. Раньше это не было прямо закреплено законом, действующие нормы допускали двоякое толкование, что и приводило к ограничению прав жителей интерната.
3. По действовавшим нормам гражданин мог быть выписан из интерната, если по заключению врачебной комиссии он может проживать самостоятельно. В новой редакции закона появилось дополнительное основание: человек может быть выписан из психоневрологического интерната, если по заключению врачебной комиссии он может проживать самостоятельно или если есть лицо, которое готово за ним ухаживать. Однако при такой формулировке, указанное лицо может быть истолковано как лицо исключительно физическое. Во избежание такой узкой трактовки этой нормы, стоило бы конкретизировать в законе: «физическое или юридическое лицо», и мы надеемся, что именно широкое толкование указанного в норме лица, как физического или юридического – будет складываться на практике.
Вопрос о выписке и временном выбытии теперь будет рассматриваться новым органом - региональной комиссией, создаваемой на уровне субъектов Российской Федерации, которая будет состоять из представителей органов государственной власти субъекта, негосударственных организаций, врача-психиатра. Однако решения комиссий носят сугубо рекомендательный характер, окончательное решение принимает директор учреждения. Тем не менее, мы надеемся, что деятельность и решения комиссий станут основой и опорой для решений, принимаемых руководителями учреждений.
4. Важное положительное изменение заключается в том, что впервые в Законе закреплена возможность временного выбытия совершеннолетнего проживающего в интернате инвалида, например – в гости, в семью, к знакомым и друзьям. Однако решение о возможности такого выбытия, также принимает интернат, который может отказать в такой возможности. В случае отказа со стороны интерната, лицо может обратиться в региональную комиссию, но ее решение, опять же, будет носить лишь рекомендательный характер.
С подробным рассказом о процедурных вопросах, подаче заявлений, участии гражданина в заседаниях межведомственной комиссии и особенностях её деятельности, решениях о переводе и выписке – рекомендуем ознакомиться в аналитических справках, подготовленных Еленой Заблоцкис и юристами Центра лечебной педагогики «Особое детство» на ресурсе «Особое право»:
О процедурных вопросах и межведомственной комиссии:
https://www.osoboepravo.ru/post/2024/08/perevod-vremennoe-vybytie-i-vypiska-iz-pni-o-procedurnyh-voprosah-i-mezhvedomstvennoy
О значении нового порядка приема в психоневрологические интернаты, временного выбытия и выписки из них для сопровождаемого проживания:
https://www.osoboepravo.ru/post/2024/09/kakoe-znachenie-dlya-organizacii-soprovozhdaemogo-prozhivaniya-imeyut-novye-pravila